Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
(1Тим.5:1-2)
Мы совершенно точно знаем, что в церкви мы должны увещевать друг друга. Нас к этому призывает Писание. Одно из таких призывов: «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фесс.5:11). Но не плохо бы научиться, как правильно увещевать. Нужно определиться и с тем, каким тоном делать это, с каким отношением приниматься за увещевание. Немаловажно это, судя по фрагменту из 1Тим.5:1-2.
В жизни мы встречаемся с разными вариантами увещевательных тонов. Это могут быть: тон «От начальника к подчиненному». Такой называют «выходом на ковер» (на ум приходит заяц с поджатыми ушками). Начальник увещевает строго, с позиции силы и власти. Его цель – заставить, потребовать, наказать. Он не терпит пререканий. Подчиненный для него – рабсила, он должен слушаться просто потому, что он подчиненный. А главное – между ними сохраняется дистанция, рассчитывать на дружеские отношения здесь не следует. Начальник и подчиненный – как две разные «касты».
Есть подход «От продавца клиенту». Первый консультирует второго относительно товара. Здесь оба человека – чужие друг другу. Продавец часто лицемерит, улыбаясь клиенту, думая про себя: «Ты мне нужен только для того, чтобы сбыть товар». А для этого в ход идет нередко лесть, в худшем случае – ложь.
Существует такой подход, как «От педагога к ученику». Тут часто бывает замешана гордость. Педагог, порой, слишком много знает, чтобы отказать себе в удовольствии попрекнуть отрока. Ученик – этакий несмышленыш, который должен соглашаться, даже если не прав. Прекословие с его стороны пресекается. Правда здесь оба человека ближе друг ко другу, чем в случае начальник-подчиненный. В таких отношениях может присутствовать много искренности и настоящей любви, но надменности дело минует редко.
Есть и множество других примеров. Все эти варианты существуют издревле, и когда появляется какая-то новая организация или общество, где требуется увещание, они вряд ли придумают что-то новое. Просто перенимают у существующего.
А теперь вернемся к нашему вопросу. Что должна была перенять церковь, когда появилась на свет она? Увещание по типу начальник-подчиненный? Как продавец-покупатель? Как педагог-ученик? На что это должно быть похоже? Это и есть главная тема фрагмента из 1 послания Тимофею 5:1-2.
Можно строить догадки относительно того, к чему было искушение у «первохристиан относительно этих увещеваний. Судить можно, например, по настрою, который до пятидесятницы бытовал у Апостолов. Иаков и Иоанн «сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мар.10:37). Они подумывали о том, чтобы перенять иерархический строй для отношений в церкви. Иисус ответил им тогда: «Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так…» (Марк10:42-43).
Возможно и у верующих в Ефесе, где нес служение Тимофей, была склонность к копированию иерархических методов увещания. Вполне возможно, что и Тимофей по неопытности своей был склонен к этому, хотя о нем чаще говорят как о скромном, робком юноше. Однако факт остается фактом: Павел нашел нужным объяснить, как правильно увещевать в церкви. Так вот, увещание нужно перенять у семьи. Оно должно быть семейным: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою».
В церкви все должно быть как в семье. Члены семьи, как правило, разного возраста. Тут могут и деды и правнуки жить вместе. И, несмотря на то, что один из них опытней, другой – менее, и роль каждый может играть в семье свою, отношение в ней – родственные. Здесь люди друг ко другу не чужие, один член другому желает добра, и если увещает и учит чему-то, то скорее ради пользы, искренне.
Конечно, бывают и ненормальные семейки, в которых друг друга не особенно любят. Но это уже отклонение, своеобразная мутация. Таких, увы, немало – сила греха настолько сильна, что эгоизм становится возможным даже по отношению к своим близким родственникам. Но когда нам говорят о том, чтобы в церкви мы относились друг ко другу по семейному, имеется ввиду, чтобы мы брали пример с идеальной семьи. Если мы такие встречали редко или вообще никогда, то можно ее, по крайней мере, представить. Ее образец дает нам Священное Писание. В такой семье, которая соответствует Писанию, дети слушаются родителей (Притч 1:8), те в свою очередь наставляют с любовью, не раздражая отпрысков (Ефес. 6:4), муж – любящий глава семьи (1Пет 3:1-6), а старцы уважаемы (Лев.19:32).
В хорошей семье любят, уважают, желают добра, а увещевают из желания по настоящему помочь. Не из соображений гордости, без лести, не с позиции какой-то дистанционной власти. В ней нет упреков, а есть доброе увещание. Вот такое увещание нужно перенимать церкви.
Старец для остальных членов – не просто человек, он не подчиненный, не клиент, не чужой. Он – отец (или дедушка). Соответственный к нему и нужен подход. Молодые – эти тоже не чужие, они, хотя и ученики, но не чужие ученики, а родные. Должно быть к ним и семейноое отношение. Оно может быть и строгим и твердым, но не должно быть укоряющим.
Укор – это критиканство, придирка, это когда замечание делается грубо, без любви. Укор часто делается с целью показать себя, вместо того, чтобы принести пользу ближнему. Укор – это своего рода демонстрация своего превосходства. А такое попросту недопустимо в церкви. Писание говорит: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).
Павел, сказавший это, сам старался следовать этому. Когда Апостол Петр понуждался в обличении, он потрудился обойтись без обвинительных заявлений. Кротко задал Петру вопрос: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Гал.2:14). Павел не укоряет, не ставит себя выше, мол: «Я тут заметил, что ты, Петр, ничего не смыслишь в искренности, грешишь, лицемеришь. Совсем ты никудышный Апостол. Вот я – никогда так не делаю, я - лучше».
Хороший братский пример можно найти и в книге Бытие: «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт.45:4-5). Иосиф продан братьями в рабство – это явно не по-братски. Но вот через много лет, когда Иосиф становится вторым человеком в Египте, он к своим братьям относится по-братски. Вот он эталон для нас. Иосиф не только простил, и не только спасает их от голода, он принимает их как равных, обнимает, любит.
Когда Павел отправляет к хозяину сбежавшего от него, но уверовавшего теперь раба, пишет хозяину письмо, чтобы тот принял его: «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Флм.1:16).
С позиции власти, не по-семейному, часто увещевают, когда в церкви есть иерархия. Не по-братски, не по-семейному выглядит, если Священник принимает исповедь, сохраняя при этом дистанцию. Его приглашают на отпевание, а он, придя, видит в пригасивших каких-то чужих ему людей, хотя, может быть и прихожан его церкви, но, тем не менее, посторонних. Ведь они относятся к другой стороне, к людям, которые посещают церковь, а не являются ее частью.
Хорошо, что в нашем евангельском братстве стараются жить по-библейски. Один из семи принципов баптизма гласит: «Всеобщее священство верующих, отсутствие деления членов церкви на духовенство и мирян». Только не было бы это когда-нибудь забыто, как забывают порой многие принципы и истины. Для того и существует в Библии напоминание: у каждого из нас свое служение, одних Бог поставил «Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11-12), но все это для служения, не для того, чтобы отделить одних членов церкви от других. Мы – семья. И увещевать должны друг друга по-семейному.
Комментарий автора: Буду очень признателен читателям за отзывы.
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 8534 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Очень актуальная тема. Спасибо. Мы так
любим "увещевать" друг друга, по-разному конечно, но автор так разоблачил
наши мотивы, что сказать нечего.
Самое важное, что я поняла: люди должны
быть родными в церкви, о родных болит
душа, все остальные "модели" отношений
ранят больше чем наставляют и приносят
пользы. Спасибо за статью Комментарий автора: Случается, что иной человек понимает не так, как ты написал. Но это не тот случай. Благодарю Вас, Оксана.
Очень хорошо и понятно,потому у апостолов все слова шодилис с делами.Главное слушат и делат что они сказали.А тепер проверте как по молитвам нынешних свышеников идут исцеления,слепые,хромые,просто бесноватые которыми безуспешно заняты психиатры.Почему каждая просьба,по молитве не принята и не исполнена Богом,Бог каждую минуту слышит молитвы и отвечает всем.А кто ети ответы слышит и исполняет.А в голове роятся за день более ста идей для которых надо уделить 1000 лет.И что с ними делать,начат выполнять либо бросит либо спросит у вас у вась таже ситуация.Идет постоянная заброска идей в головы бессами во сне и на яву через мать отца,ведь наградил нас всех один отец Адам и Ева такои бедои как смерть,а ведь ее не было.И чтоы выити из нее потеряв только тело но хоть душу сохранит,знают не все пастыри как самому ето реально сделать.Иисус Христос о тело сохранил,Мать тоже и душу и тело сохранила,Иоан Богослов тоже с телом ушел невредимым,а другие душей а тела на земле.,но их мало.Спасаитесь,Ишите подвижников духовных. Комментарий автора: Что делать с мыслями? На днях жена мне сказала: "Когда разговариваешь или думаешь о Боге, то на душе так спокойно и хорошо становится". Вот такие мысли нам и нужны. Одни мысли заменяешь другими и все становится на свои места. Чтобы убрать воздух из стакана не нужно его оттуда выкачивать насосом, просто налейте воды. Воздух уйдет сам.
Станислав Вершинин
2006-05-11 08:09:33
Отлично. Есть просьба к автору, осветить и параллельные темы: назидание, дискуссия и т.д. Между ними и увещеванием границы размыты, поэтому и путают люди средства. Цели у этих явлений, наверное, разные? Если да, то разные и средства. Ведь где-то надо даже брать за шиворот!
С Богом! Комментарий автора: Прошу прощения у Станислава, что отвечаю так поздно, спустя несколько месяцев. Но почему-то на мой Е-майл больше не приходят сообщения, оставленные в комментариях. Видимо, технические неполадки.
Я с вами согласен, Станислав, иногда нужно брать и за шиворот. И не только во время назидания и дискуссий, но и во время увещаний. И нельзя сказать, что это не по-семейному. Я воспитываю двух детей, и тоже приходится быть не только спокойным и милым папашей. Как сказал один мой знакомый, христиане должны быть добрыми, но не добренькими. Но мои дочки, надеюсь, чувствуют, что когда их мама с папой наказывают, то одновременно и любят, и они не чувствуют нас чужими.
Вам, как и мне, вероятно, доводилось в свой адрес нередко слушать критику, но одно дело, когда она исходит от равнодушных людей, и другое - когда от любящих.
Помню как-то один брат убрал из Интернета свою статью спорного содержания. Когда его спросили на форуме почему он это сделал, он сказал, что ее раскритиковали люди, которые были к нему добры. Правы они или нет – другой вопрос. Но то, что у добрых больше шанса быть услышанными – это факт.
Станислав
2007-01-15 13:19:27
Однозначно! Спасибо, Олег.
Сергей
2008-07-20 16:14:45
Если уж говорить о "классическом тоне" увещевания, то вряд ли найти лучшее нежели у Святых Отцов - основателей Апостольской Церкви. Вот что пишет Преподобный Иоанн Лествичник (5-й век по Р.Х.),
- Послушаем и о другой преславной добродетели тамошних отцов. Блаженные сии и во время трапезы не прекращали умного делания; но некоторыми, обычными у них, тайными знаками, напоминали друг другу о внутренней молитве; и делали это не только на трапезе, но и при всякой встрече друг с другом, и при всяком собрании. Если же кому-нибудь из них случалось впасть в какой-нибудь проступок, то братия убедительно просила его сложить на них все попечение по сему случаю, и ответ пред пастырем, и наказание. Посему и великий сей муж, зная об этом делании своих учеников, назначал уже легчайшие наказания, будучи уверен, что наказываемый не виноват; даже он и не изыскивал, кто из них подлинно впал в проступок.
Эти строки из величайшей Святоотеческой книги "Лествица". И МНОГИМ современным общинам, именуемым себя церквами, следовало бы учиться у Святых Отцов благоговейному отношению к Богу, к пастырю, друг к другу. Увы, в современных общинах ни святоотеческой литературы не знают, ни опыта благоговейного общения не имеют. Комментарий автора: По моему нет более авторитетных основателей апостолькой церкви, чем сами апостолы.
Оставит человек отца своего... - Александр Дмуха И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
(Ис.8:14)
ДУХ СВЯТОЙ И МЫ. Весть первая. - В. Навлинский От автора.
1. Вопрос о рождении свыше всегда волновал моё сердце. Духовной литературы на эту тему я не встречал, а те, крайне поверхностные ответы, которые я получал от людей, меня никак не могли удовлетворить. Более того меня всегда поражало с какой несеръёзностью многие подходили к этому вопросу, хотя он настолько велик, что наше место в Вечности полностью зависит от того, рождены мы свыше или нет. Этот вопрос преследовал меня долгие годы. Я буквально вынашивал его в своём сердце и эти строки родились в результате многих духовных мук и личных переживаний.
2. Иллюстрация относится к Вести третьей "Живая скиния". Обозначения к иллюстрации: 1. Ковчег Откровения 2. Стол для хлебов предложения 3. Светильник (Менора) 4. Алтарь для курений
5. Жертвенник для сожжений 6. Чаша для омовений
7. Завеса Святого Святых 8. Завеса Святого
9. Завеса двора 10. Святилище
11. Ограда двора